Назад   Главное меню   Далее  

 

           четверг, 8 февраля 2001 г.12:43

           воскресенье, 8 апреля 2001 г.10:30

         

                                Накануне войны.

 

   Весной 1939  г.  к отцу приходили какие-то мужики в их разговорах слышались ключевые слова:  свой дом. огород. корова и т.п. И вот наши дорогие родители быстро продали свой домишко и поехали к «новой жизни». связанной с сельским хозяйством. Сейчас. даже трудно понять родителей. почему они бросились с оравой ребятишек в неизвестную им жизнь. Отец вообще не занимался сельским хозяйством. Да и мама тоже. А бабушка – главная нянька в получившемся домашнем детском саду.

     Мы на машине с вещами приехали в Томмот и расположились на берегу реки  Алдан. Там гостиницы не было. Речного вокзала также не было. Нам пришлось долго ждать пароход. На берегу продавали разные продукты жители Томмота. Особенно мне запомнилось огромное количество продаваемой рыбы в разном виде:  свежая. вареная. жареная, вяленая. И называлась рыба кета. горбуша. омуль. стерлядь и др. Мы ели ее сколько хотели. Готовили тут же на берегу. на костре. Погода была теплая. солнечная.

     Подошел пароход с баржой. Мы погрузились на баржу и поплыли вниз по течению реки Алдан. Мы плыли по реке более 500  километров. Чем дальше мы плыли. тем шире становилась река. Впереди шел пароход. громко хлопая своими лопастями по воде и испуская черный дым из трубы. Мы все любовались красивыми берегами реки. Алдан самый могучий приток реки Лены. Мы расположились на палубе баржи. Виктор играл и бегал тут же. И совершнно неожиданно он провалился в открытый. недалеко от нас расположенный. трюм. Но. видимо. и у Виктора есть ангел-хранитель. Он упал на лестницу с широкими ступенями. по которой сходят грузчики вниз. в трюм баржи. Он упал на такую площадку и стукнулся подбородком. Высота была метра 1,5 – 2. К счастью он упал так. что отделался только небольшим рассечением подбородка. Мне показалось. что он и не понял. что с ним произошло. Он не испугался. но нас перепугал не на шутку.

     Пароход «причалил»  к пристани. если ее так можно назвать. под названием Усть-Миль. Нас на лодке перевезли с баржи на берег. и пароход потянул баржу дальше. На берегу оказалось много народу. Потом позже мы поняли. почему на берегу образуется толпа. Так встречают каждый пароход. который останавливается напротив их селения. Это был единственный канал общения с внешним миром. Там не было ни электричества. ни радио. Там была беспросветная сибирская глушь. Усть – Миль представляла собой маленькую деревушку на берегу реки Алдан. Недалеко от деревни впадала в Алдан  маленькая река Миль. В устье она была  шириной  метров 30.

     Мы выгрузились из лодки. и пошли в какой-то деревянный дом. Оказалось. что наш дом. в котором мы будем жить. За домом был огород. Там стояло еще несколько таких домов. Купили корову. Она была черного цвета. Мама ее доила. Но корова эта была необычная:  она давала всего пять литров молока в сутки и могла. как лошадь. прыгать через ограждения огородов у соседей. Хозяева. потравленных ею растений в огороде. приходили на нее жаловаться. Ограждения высотой в полтора метра она легко брала почти с места.

     У меня время не проходило даром. Отец купил лодку. Она имела форму удлиненной скорлупки. свойственной   рыбакам данной местности. У нее нос и корма были подняты над водой. а днище было круглое. Было одно двухстороннее весло. На право плавать одному. я сдавал «экзамен»  отцу. Обычно я уплывал на речку Миль. Там течение воды было совсем незаметное. Красивые курчавые ивовые берега. И звенящая в ушах тишина. Воздух абсолютно чистый. Таким  воздухом я после нигде не дышал. Я ловил рыбу удочкой. Иногда мы с отцом ставили «морды». в которые рыба забиралась сама. а вот выбраться от туда у нее ума не хватало. Морда сплеталась из прутков и имела форму яйца. У тупого конца морду делался как бы конус во внутрь ее с отверстие в середине. Через это отверстие любопытная рыба. а это были в основном ельцы. заплывала во внутрь морды и там дожидалась нас. Вот такую бестолковую рыбу мы приносили домой. и она попадала на сковородку или в уху. Но однажды мы нашли в морде щуку. Она пожрала находящихся там ельцов. но как выбраться задним ходом и нее тоже не сообразила.

     Отец. конечно. никаким сельским хозяйством заниматься не стал. Он работал каким-то хозяйственником в столовой. которая находилась в каком-то другом поселке недалеко от Усть-Миль. Туда надо было ходить по тропочке в сибирской тайге. Я там всего один раз. Вскоре отец понял. что и эта работа не для него.   Организаторскими способностями он не блестал. Он в этом отношении был больше исполнителем. У него были золотые руки. и им надо было искать применение. Наши дорогие родители поняли. что они не туда попали. не в тот «рай». какой им обещали или они хотели. Где-то в августе они приняли решение покинуть этот «райский уголок».

     Дядя Евдоким служил в войсках НКВД. попрежнему в ковалерии. Он со своей семьей жил в Иркутске. Бабушка как-то ездила к нему туда. Ей понравилось там. Ее хорошо встретила и невестка и внучка Вера. Бабушка потом много рассказывала о Евдокиме. о его семье. Но мальчишеская память сохранила только то. что у Евдокима была ученая как в цирке лошадь по кличке Земля. Она была черного цвета. большая и очень красивая. Бабушка привезла фотокарточку. на которой Евдоким сфотографирован вместе со своей лошадью. Она рассказывала. что она видела. как ловко Евдоким и его красноармейцы рубили лозы на тренировках. Евдоким демонстрировал ей. как Земля выполняет его команды. поданные голосом. Евдоким в своих письмах не раз приглашал ее к себе жить.

    И вот родители  принимают новое решение:  нам с бабушкой ехать к дяде Евдокиму в Иркутск. а все остальные поедут в Якутск. Повидимому. такое решение было принято потому. что зять невзлюбил свою тещу сразу еще на Юхточке. Он даже нередко устраивал маме скандал из-за нее. а может быть из-за нас с бабушкой. Мама все терпела из-за нас. Что ей оставалось делать?  Очень близких отношений как должно быть между отцом и сыном у нас не было. Он меня как бы не замечал и не интересовался моими мальчишечьими или школьными проблемами. Я тоже редко обращался к нему с чем-либо. У нас соблюдался принцип мирного сосуществования и не вмешательства во внутренние дела. Повидимому, они думали разрешить эту проблему таким образом.

     Нас погрузили снова на баржу. которую пароход-тягач тянул обратно в Томмот. Так мы с бабушкой отправились в обратное путешествие. Бабушке уже шел 67  год. а 11. Из Томмота мы на машинах вернулись в город Алдан уже перед самым началом учебного года. Но в воздухе все время пахло войной.

     И этот запах шел со стороны Финляндии. Реакционное правительство Финляндии превращало территорию страны в плацдарм для возможного нападения агрессивных держав на СССР. Ведя подготовку к войне. строила укрепления в пограничных районах и главным образом на Карельском перешейке. где граница проходила в 32  километрах от Ленинграда. Финляндию финансировали Англия. Франция. Швеция. Германия и США. На их средства была построена «линия Маннергейма». Все это происходило в условиях усиления немецко-фашистской агрессии в Европе в 1938 – 1939  годах. Советское правительство неоднократно пыталось улучшить взаимоотношения с Финляндией. Советское правительство весной 1938  г. предложило правительству Финляндии весной 1938  г. заключить договор о взаимопомощи. Однако правительство Финляндии отклонило это предложение. Оно также отказалось участвовать в системе коллективной безопасности и отклонило предложения Советского правительства  весной 1939  г. об укреплении безопасности границ Финляндии и границ Ленинграда. Финское правительство прервало советско-финские переговоры. происходившие в октябре – ноябре 1939  г. об укреплении взаимной безопасности. Советское правительство предлагало правительству Финляндии решить территориальные вопросы. Наше правительство с целью обеспечения безопасности Ленинграда предлагало уступить СССР территории Финляндии на Карельском перешейке. острова Рыбачий и Средний и ряд островов в Финском заливе и отдавало вдвое большую территорию Советской Карелии в качестве компенсации. Но финское правительство отвергло советское предложение и развернуло в стране антисоветскую кампанию.  Осенью 1939  г. в Финляндии проведена мобилизация. К концу ноября 1939  г. в финских  вооруженных силах насчитывалось до 600  тысяч человек. Рассчитывая на помощь западных держав. финская военщина 26  ноября вступила на путь вооруженных провокаций на границе. Советское правительство предложило Финляндии отвести войска на Карельском перешейке на 20-25  километров. Но это предложение не было принято. И. наоборот, Финляндия пошла на дальнейшее обострение обстановки. 28  ноября 1939  г. Советское правительство было вынуждено денонсировать договор 1932  г. о не нападении с Финляндией. 29  ноября финские войска повторили провокационные действия на границе.  В ответ на это войска Ленинградского военного округа утром 30  ноября при поддержке Северного и Балтийского флотов перешли в наступление на фронте от Баренцова моря до Финского залива. Со стороны Советского Союза это был вынужденный шаг. Даже когда начались военные действия. Советское правительство предложило Финляндии заключить договор о дружбе и взаимопомощи на самой широкой основе. Вместо этого Финское правительство 30  ноября 1939  г. объявило войну СССР. Боевые действия велись на озерно-лесистой местности в условиях суровой зимы (от - 40  до -  45  градусов)  и глубокого снежного покрова, исключавшего возможность движения вне дорог. Бои были тяжелые.

     11  февраля 1940 г. войска Северо-Западного фронта после усиленной артподготовки перешли в наступление и прорвали главную полосу «линии Маннергейма». Это было начало разгрома финской военщины. Падение «линии Маннергейма»  и разгром финских войск поставили противника в тяжелое положение. Не спасла его и помощь со стороны западных держав. которые за время войны передали Финляндии 350  самолетов. 1500  орудий. свыше 6000  пулеметов. около 100  000  винтовок. 2,5  млн. снарядов и др. 12  марта 1940  г. в Москве был подписан Советско – финляндский договор и 13  марта были прекращены военные действия. По условиям договора граница была отодвинута на Карельском перешейке (на 150  км от Ленинграда). северо-западнее Ладожского озера и в районе Куолаярви. СССР передана часть территории на полуостровах Средний и Рыбачий и предоставлен в аренду на 30  лет полуостров Ханко. В ходе войны Красная Армия получила опыт по прорыву мощного укрепленного района в условиях суровой и снежной зимы. который был использован в дальнейшем развитии тактики. оперативного искусства и боевой подготовки войск.

     Вот такие события  приближались в то время. Я не помню. каким образом бабушка  узнала. что Евдоким куда-то срочно уезжает. Толи интуиция. толи гадание на картах или клубочке. ей подсказали. и она поняла. что Евдокима дома уже нет. А  к невестке ехать она не решилась. Она как будто бы предчувствовала. что Евдоким уехал навсегда. Так и случилось. С тех пор никаких вестей о нем бабушка не получала. Уже в 50-х годах. когда она жила  в моей семье. моя жена. Ася. писала письма в разные места по розыску Евдокима. Ответов ни откуда не получали. Но ей «молча»  назначили пенсию за сына. Связь с женой Евдокима и ее дочкой также была потеряна.

     Итак. мы снова вернулись в Алдан. Нас поселила у себя на квартире одна одинокая еще молодая женщина. Ее небольшой деревянный домик стоял на окраине города. Дом стоял у той дороге. по которой в прошлом году с бабушкой ходили за ягодами. а потом бежали от медведя. А получилось это так.

     Мы с бабушкой часто ходили в тайгу за ягодами вдвоем. Ягод тогда там было очень много. Прошли в лес именно по этой дороге. Нашли место. где росло очень много кислицы. так бабушка называла красную смородину. Начали собирать ее. В кустах мы увидели гнилой пень. кем-то развороченный в виде ложа. Было видно. что кто-то здесь лежал. Мы спокойно обобрали ягоду вокруг пня. и пошли домой по этой проселочной дороге. Вдруг услышали крик сзади и бегущую за нами женщину. Мы подождали ее. Она подбегает к нам и спрашивает, почему мы не убегаем. Она рассказала. что здесь ходит медведь. Тогда мы вместе постарались побыстрее оттуда убраться. Медведя мы так и не видели. но догадались. что мы его «ограбили»:  собрали ягоду около его ночлега.

     Так вот этот домик стоял на этой дороге. До города надо было пойти примерно с километр по открытому месту. Походил этот домик больше на зимовье. которое устраивают охотники в тайге. Может быть. он так и появился. когда еще не было прийска Незаметного. Но в данном случае мы попали в зимовье с хорошей молодой хозяйкой. Хозяйка она была замечательная и относилась она ко мне как  действительно  к  своему сыну. Я не знаю. почему она жила одна. но она была очень хорошей женой и матерью. Я звал ее тетя Клава.

     Я пошел в туже школу и в  тот же  класс к Марианне Алексеевне. Это был уже 4-й класс. У Марианны Алексеевны появилась маленькая дочка. которая. конечно. отнимала много времени. Поэтому я помогал ей проверять тетради. Я красным карандашом отмечал ошибки в тетрадях моих товарищей. а учительница ставила отметки. Наша классная жизнь была интересной. Работала пионерская организация. Проводились пионерские сборы у искусственного костра  в зале. Была в школе учительница Богданова. Она была уже пожилой маленькой щупленькой женщиной. Она все перемены была с ребятами и проводила с ними организованные подвижные игры и тем самым снимала усталость детского организма от статической неподвижности при сидении в классе на уроках. Это была интересная творческая натура настоящего педагога. Поэтому Советское правительство наградило ее высшим орденом страны – орденом Ленина. В то время было еще мало орденоносцев. тем более с таким орденом. Труд учителя ценился  очень высоко. И наша Марьяна Алексеевна относилась именно к такому классу учителей. что и Богданова. Именно она нас воспитывала любовь к Родине. гордость. что мы граждане Великого государства – СССР. дружбу между нами. оказание помощи. уважения друг к другу. честность и порядочность.

     Как-то одна девочка перестала ходить в школу. И пропустила уроки в школе несколько дней. Что-то у нее было неблагополучно в семье. Это сильно подействовало на психику девочки. и она отказалась ходить в школу. По инициативе Марьяны Алексеевны мы снарядили к ней делегацию домой. В этой делегации был и я. Мы пришли к ней домой и повели разговор о нашей классной жизни. что еще собираемся делать и ей также определили роль в наших новых делах. Спрашивали ее совета как лучше сделать. Мы не уговаривали ее вернуться в школу. а вели разговор. как будто бы ничего не произошло с ней. Так научила нас Марьяна Алексеевна. На следующий день девочка пришла в школу. Ей никто ничего не сказал обидного. а наоборот. помогли наверстать пропущенное. Так нас воспитывали болеть друг за друга. оказывать всяческую помощь друг другу. Марьяна Алексеевна для нас была огромным авторитетом. Так быстро пролетели две четверти. и я вынужден был снова покинуть такой хороший наш класс и нашу любимую первую учительницу Марьяну Алексеевну. Добрые чувства к ней я пронес через всю мою жизнь и премного ей благодарен.

     В зимние каникулы 1940  г. отец приехал за нами из Якутска. Приехать в Якутск тогда можно было двумя путями:  летом – по реке Лене из Усть-Кута или зимой из Алдана -  по зимней дороге. когда якутские морозы проморозят все и сделают почву каменной. Позже была проложена настоящая шоссейная дорога. которая нанесена в автомобильные карты. Когда достраивался БАМ в Советское время. то проектировалась прокладка железной дороги до Якутска. И я думал тогда. что когда выйду на пенсию. то обязательно съезжу в Якутск. Но мечта моя осталась не осуществленной по причинам. о которых речь пойдет дальше.     

     Мы с бабушкой и отцом ехали в кузове грузовой машины. накрытой сверху брезентом. Нас закутали в тулупы. Ехать пришлось километров 600  при температуре ниже 40  градусов. Что представляла собой дорога. мы не видели из-за плотно закрытого брезентового тента. Доехали мы благополучно. Я радовался. что еду в столицу  Якутской Автономной республики. Мне представлялся Якутск огромным городом.

     Мои родные жили на квартире еврейской семьи Березовского. Наше семейство занимало малюсенькую комнату в деревянном доме. Она имела отдельный вход из сеней. Вход в аппартаменты хозяев  был из тех же сеней другой. Я там ни разу не был. У хозяев были две девочки. которые учились в школе. которая была почти напротив их дома через улицу. Они были немного старше меня. и я на них не обращал внимания. а они тоже проходили мимо меня молча. Вот в этот терем-теремок добавились еще мы с бабушкой. В этом теремке мы прожили почти год.

     Мама меня отвела в школу. где учились хозяйские дочки. Это была тоже начальная школа № 4. Она занимала одноэтажное деревянное здание. Меня приняли в 4-й класс «А». Вот эту учительницу я не запомнил. Там я оказался новичком со странной фамилией. Странность моей фамилии заметила одна учительница в учительской. Об этом я узнал позже. Но так распорядилась судьба. что с этой учительницей позже пересечется мой жизненный путь.

     Класс. как мне показалось сразу. резко отличался от нашего спокойного класса в алданской школе. На уроках было шумно. Учительницу не слушали. Первым уроком оказался урок истории. Учительница задала вопрос. и никто не захотел отвечать на него. Тогда я поднял руку. Но учительница не стала меня спрашивать и посоветовала сначала попривыкнуть и оглядеться. Ребята и девчата в классе были веселыми и шумными. Особенно много шума и хохота было на переменах. когда всем классом играли в «верблюда». Играли все мальчишки и девчонки. Игра заключалась в том. что все участники делились на две команды. По жребию одна команда выстраивалась в ряд и.  взяв друг друга за пояс. все наклонялись и вместе они представляли собой что-то похожее на спортивного козла. Участники второй команды разбегались и по очереди прыгали на «верблюда». При этом первым нужно было запрыгнуть как можно дальше. чтобы не создавать трудности последующим прыгунам. Если  все  прыгуны равномерно распределялись  по наклонившейся команде. то она должна была «провезти»  «седаков»  поперек класса. развернувшись в обратную сторону. При развороте «верблюда»  часто многие падали под хохот. Особенно было весело, когда первый прыгун прыгал недалеко. и тогда на него прыгали другие. Нижние не выдерживали нагрузки и падали. Получалась огромная куча из мальчишек и девчонок. Конечно. все это сопровождалось громогласным хохотом. В алданской школе мы в такие игры на переменах не играли. Там мы отставали от столичной «цивилизации». В эту игру играла и отличница. Очень симпатичная девочка. Она мне понравилась.  и я долго о ней помнил. Но после учебного года наши дороги разошлись.

     Быстро пролетели две четверти. С 25  мая я должен был сдавать экзамены. Тогда экзамены в школах проводились с 4-го класса. Но на первый экзамен я не попал. Накануне я заболел «свинкой». Мне русский письменно зачли по годовым оценкам. Но остальные три экзамена я сдавал. Год я закончил хорошо. Не подвел Марьяну Алексеевна. которая на прощание пожелала мне успехов в учебе. Своими успехами в учебе показал. что в якутской глубинке есть замечательные учителя. которые дают крепкий фундамент знаний своим ученикам.

   Отец и мама работали в артели «Ширпотреб»  зеркальными мастерами. А бабушка возглавляла домашний детский сад. где она одновременно была и заведущей. и воспитательницей. и нянечкой. убирающей горшки. и поваром и лекарем. Со всеми обязанностями она справлялась квалифицированно и добросовестно. тихо и спокойно.

   Летом 1940  г. переехали в отдельную квартиру. которую предоставила артель. Однокомнатная квартира размещалась в большом деревянном доме. в котором все квартиры имели отдельный вход. Дом стоял на улице Парадовского. Наша квартира находилась в торце этого дома. За домом был базар. где продавали разные сельскохозяйственные продукты. Якуты привозили замороженое в специальных формах молоко. масло и т.д. А осенью знакомая маме тетя Дуся привозила очень крупные и красивые помидоры. Но мне они почему-то не нравились. Я их впервые попробовал только в Якутске. Позже я разобрался в их вкусе.

   Наш дом отделялся от территории базара небольшим забором. Вход в нашу квартиру был со стороны базара. У торцевой стенки у нас был небольшой сарайчик. Там хранили дрова и прочее. Квартира была оригинальной. Перед входной дверью стояла огромная печь. Она занимала почти всю центральную часть комнаты. Приходилось ходить вокруг этой печи. Она была источником тепла. и на ней мама и бабушка готовили еду. Но по сравнению с прежними нашими жилищами  здесь наблюдался явный прогресс. Мы с бабушкой получили индивидуальные кровати. В сарае я тут же устроил самолетную мастерскую. Я сделал сам чертежи моделей. какие мы делали в авиакружке в Алдане. К сожалению. я не нашел нужной резины для запуска модели с пропеллером. Запускал я модель на территории базара. который занимал обширную площадь. Посредине его площади стояли крытые прилавки для продавцов продуктов.  

     В 5-й класс я пошел в неполно-среднюю школу № 2. Она была недалеко от нашего нового жилища по улице Кирова 8. И мне снова повезло в жизни. Классным руководителем у нас была замечательная учительница. педагог от рождения – Александра Ивановна Ковынина. Она преподавала нам русский язык и литературу. Мы очень любили ее слушать. когда она нам читала книжки по внеклассному чтению. А читала она как настоящая артистка. эмоционально. в лицах и мы сидели тихо-тихо. уставившись на ее два больших зуба. которые мы видели. когда она слегка приоткрывала рот. Она была в вязаной простой кофте цвета «бешь»  и читала нам книги:  «Хуторская команда». «Повесть о рыжей девочке». «Судьба товарища». «Школа над морем». «Дом с приведениями»  и другие. Она нам читала такие книжки. которые воспитывали в нас чистые человеческие чувства. честность. смелость. чистую любовь. Мы тогда не понимали. что воспитательный прием. но после ее чтения мы были как бы очищенные чувствовали себя лучше и у нас появлялось желание сделать что-нибудь полезное для людей. И стало совсем понятно. когда современные враги народа хотят по проекту новой реформы по образованию оставить на русский язык только два часа в неделю. А литературу сделать факультативным предметом с произвольным выбором писателей и поэтов.

     Был у нас учитель географии Шалаев. Он так интересно раасказывал материал урока. что нам казалось он везде был и все видел собственными глазами. Карту мы знали на зубок. Нужно было подойти к карте. повернуться к ней спиной. перечислить реки. озера. горы. города и т.д.. а потом повернуться к карте  и быстро показать все. что назвал. Поиск на карте не допускался. Он преподавал нам и математику. Но этот замечательный учитель был убит фашистами на фронте. Вечная ему память!

     В 6-м классе у нас появилась математичка Серафима Ивановна. Это была психопатка. Если от Александры Ивановны мы не слышали ни одного грубого слова или окрика. то Серафима Ивановна с нами разговаривала только на повышенных тонах. Она разбила об стол треугольник и транспортир. От этого наши знания по математике не углублялись. Но отвращение к ней породили. Мы всем классом ее ненавидели.

     В 5-м классе я подружился с Митяем. Потом он стал Дмитрием Дмитриевичем  Щербаковым. Он жил рядом со школой в доме. который стоял во дворе Сберкассы. Отец его работал в сберкассе. В его подчинении была лошадка.   в то время она хорошо заменяла автомобиль. По городу по центральной улице ходил один небольшой автобус. Автомобилей было очень мало. На рынок якуты приезжали на оленях или лошадях. Мать Митяя работала уборщицей в той же сберкассе. К сожалению. мать у него была запойным пьницей. Отец также выпивал. но меньше. Случилась беда. Однажды мать обвинили в том. что она каким-то образом украла деньги в сберкассе. Ее судили и приговорили на 5  лет тюрьмы. Митяй это несчастье очень переживал. Он был парнем очень впечатлительным. эмоциональным и легко ранимым. Случай с матерью нисколько не отразился на наших  дружеских отношениях. Но однажды в буфете Серафима Ивановна назвала его сыном воровки при ребятах. Митяй это слышал и решил ей отомстить. Он сделал ей какую-то пакость. Шум поднялся на всю школу по поиску «преступника». Только Александра Ивановна была спокойна. Однажды она тихо. об этом только услышал Митяй. попросила его задержаться после уроков и сама сделала вид. что у нее еще есть дела и она задерживается в классе. Когда ребята все вышли из класса. она подозвала к себе Митяя и прямо спросила:

     -  Митька. это ты сделал Серафиме эту пакость?

     Не только Митька. но и все остальные даже самые боевые ребята могли сказать неправду даже директору. но не Александре Ивановне.

    -  Я, - сознался Митяй. Она его не ругала. не стыдила. Она просто сказала:

     -  Эх, ты. Митька. ты ведь мужчина. а связался с психопаткой-бабой.

Больше она ничего ему не сказала. встала и ушла. Так никто и не узнал больше. кто сделал Серафиме Ивановне эту пакость. Но с Митяем запомнили этот урок на всю жизнь.  Нам всегда становилось тепло на душе. когда она обращалась к нам не на уроке:  Митька. Юрка. Ленка.

     Знала об этой истории и Ленка Фетисова. Наша одноклассница и Митькина соседка. Она жила в том же доме. что и Митяй. Их квартира была через стенку. Девчонка это была боевая. за словом в карман не лазила. Она была очень активной. подвижной и драчливой. От нее нетрудно была получить хлопок книгой или еще чем-нибудь. Мы часто проводили время втроем в квартире у Митяя. Он часто оставался совсем один. Отец уезжал на своей лошадке куда-нибудь в командировку и Митяй переходил на полное самостоятельное самообслуживание.

     В  соседней квартире  в предыдущем доме жила семья бывшего матроса. С ним  я находил общий язык. Он был молодым и сильным человеком. От  него я узнал о романтике морской службы. Мне тогда казалось, что моряками могут быть только сильные и волевые люди. Мне тоже хотелось быть сильным и волевым человеком. как Михаил. Михаил научил меня как чистить брюки. если они запылились при ходьбе. Однажды он мне предложил покататься на велосипедах и для этого уехать за город. Было прекрасное солнечное утро. Воскресенье. 22  июня 1941  года. Я к этому времени хорошо освоил езду на велосипеде. И мы уехали  ранним утром за город. Возвращались мы в середине дня. Мы были довольны своей прогулкой. У нас было хорошее и веселое настроение.

     Проезжая по городу мы заметили какое-то волнение в людях. Большие группы людей стояли у столбов. на которых были установлены громкоговорители. Там что-то передавали. Передавали выступление В.М. Молотова. Мы подъехали и услышали страшную весть -  на нас напали фашисты. Война!  Та война. о которой много говорили. началась все же неожиданно для нас. Началась Великая Отечественная война с самым злейшим врагом не только  Советского народа. но и всего прогрессивного человечества. Так кончилась наша мирная со своими радостями и огорчениями  жизнь и началась совершенно другая жизнь. захватившая  всех

И объединившая всех единым горем и опасностью за жизнь своих дорогих людей. за свою Родину. которую озверелые фашисты хотят поработить.

Назад   Главное меню   Далее  

 
--- ---

--- ---

--- ---

*******

 

--- ---LiveInternet---